#
#
Просмотров: 1204
Тема дня

Сколько стоит право на благоприятную окружающую среду?

Picture

Противостояние угольщиков с борцами с засильем угольных разрезов в Новокузнецком районе приобретает разнообразные причудливые формы.

Просмотров: 2840
Тема недели

"Коли ты в Расее власть, дак и правь Расеей всласть..."

Picture

Соперник С. Цивилёва на выборах-2018 задержан силовиками.

Просмотров: 11820
Тема месяца

Окаянные дни, окаянные годы

Picture

Между пожарами в "Крокусе" и в "Зимней вишне" много общего.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Опросы на КузПресс
  Когда отечественные кинематографисты снимали наиболее интересные фильмы?
  Как вы относитесь к идее расширения полномочий Горсовета?
  Пользуетесь ли вы Telegram и доверяете ли ему?
  ...
добавить на Яндекс

Недельное чтение: А.К. Толстой

Великий поэт Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875) сегодня остается в тени более известных поэтов из известной нам школьной программы и более знаменитых однофамильцев - писателей Толстых.

Тем не менее, на мой взгляд, поэтическое наследие А.К. Толстого стоит всех поэтов Серебряного века вместе взятых. А.К. - один из тех поэтов, на котором следует формировать свой литературный вкус, и только затем читать поэтов Серебряного века, иначе литературный вкус останется безнадежно испорченным. Ниже представлены некоторые из поэтических шедевров А.К.

* * *

Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной;

Моей души коснулась ты -

Она тревожна, как листы,

Она, как гусли, многострунна.

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье,

Как от цветов летящий пух,

Как майской ночи дуновенье...

1851 или 1852?

* * *

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

1854

Крымские очерки IV

Ты помнишь ли вечер, как море шумело,

В шиповнике пел соловей,

Душистые ветки акации белой

Качались на шляпе твоей?

Меж камней, обросших густым виноградом,

Дорога была так узка;

В молчанье над морем мы ехали рядом,

С рукою сходилась рука!

Ты так на седле нагибалась красиво,

Ты алый шиповник рвала,

Буланой лошадки косматую гриву

С любовью ты им убрала;

Одежды твоей непослушные складки

Цеплялись за ветви, а ты

Беспечно смеялась — цветы на лошадке

В руках и на шляпе цветы.

Ты помнишь ли рев дождевого потока

И пену и брызги кругом?

И нам наше горе казалось далёко,

И как мы забыли о нем!

лето 1856 - 1858

* * *

Как здесь хорошо и приятно,

Как запах дерев я люблю!

Орешника лист ароматный

Тебе я в тени настелю.

Я там, у подножья аула,

Тебе шелковицы нарву,

А лошадь и бурого мула

Мы пустим в густую траву.

Ты здесь у фонтана приляжешь,

Пока не минуется зной,

Ты мне улыбнешься и скажешь,

Что ты не устала со мной.

лето 1856

* * *

Если б я был богом океана,

Я б к ногам твоим принёс, о друг,

Все богатства царственного сана,

Все мои кораллы и жемчуг!

Из морского сделал бы тюльпана

Я ладью тебе, моя краса;

Мачты были б розами убраны,

Из чудесной ткани паруса!

Если б я был богом океана,

Я б любил тебя, моя душа;

Я б любил без бури, без обмана,

Я б носил тебя, едва дыша!

Но беда тому, кто захотел бы

Разлучить меня с тобою, друг!

Всклокотал бы я и закипел бы!

Все валы свои погнал бы вдруг!

В рёве бури, в свисте урагана

Враг узнал бы бога океана!

Всюду, всюду б я его сыскал!

Со степей сорвал бы я курганы!

Доплеснул волной до синих скал,

Чтоб добыть тебя, моя циана,

Если б я был богом океана!

<Лето 1856>

* * *

Порой, среди забот и жизненного шума,

Внезапно набежит мучительная дума

И гонит образ твой из горестной души.

Но только лишь один останусь я в тиши

И суетного дня минует гул тревожный,

Смиряется во мне волненье жизни ложной,

Душа, как озеро, прозрачна и сквозна,

И взор я погрузить в нее могу до дна;

Спокойной мыслию, ничем не возмутимой,

Твой отражаю лик желанный и любимый

И ясно вижу глубь, где, как блестящий клад,

Любви моей к тебе сокровища лежат.

<1857>

* * *

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

<1858>

* * *

Источник за вишневым садом,

Следы голых девичьих ног,

И тут же оттиснулся рядом

Гвоздями подбитый сапог.

Все тихо на месте их встречи,

Но чует ревниво мой ум

И шепот, и страстные речи,

И ведер расплесканных шум...

<1858>

Текст публикуется по: А.К. Толстой. Избранные стихотворения. Кемерово, 1981.

Источник: Клуб КП Материал предложил к публикации Лев Агни
13.02.2018
Просмотров: 2524 | Комментариев: 28
кол 13.02.2018 09:15
Крымские очерки IV - на злобу дня?
0
2
=
-2
Если принять Поэзию за процесс (что неверно), то после Пушкина, Лермонтова, Боратынского, олицетворявших "бурю и натиск" в русской словесности, с Толстым, Фетом, Полонским пришла пора покоя.
Если не сказать, "застоя".
И в изрядной степени косноязычия и банальности: "в очи тебе глядючи, молча слёзы лью", "ведер расплесканных шум", "мучительная дума" или совершенно смешное: "ты не устала со мной".
Забавно, что у этих поэтов были уныло однообразные последователи вроде певца тоски и грусти Надсона. Или образцово неряшливого (в словесном плане) Фофанова.

С другой стороны, это поэтическое поколение готовило "декадентов". Совершенно уже невозможных мистиков Минского с Мережковскими. И Брюсова, который удобрил почву русской словесности изощрённым мастерством версификации ии интерпретациями европейского "декуаданса".
А уж за ними настал великий Серебряный век русской поэзии и новая череда гениев - Блок, Маяковский, Пастернак, Есенин - глубоко оригинальных, не похожих ни на кого, в первую очередь друг на друга.

После - опять долгий советский застой, пока не пришли "шестидесятники"...
2
7
=
-5
Лев Агни 13.02.2018 10:01
"И в изрядной степени косноязычия и банальности: "в очи тебе глядючи, молча слёзы лью", "ведер расплесканных шум", "мучительная дума" или совершенно смешное: "ты не устала со мной".

Все это было глубоко оригинально и свежо для русской поэзии, окончательно освобождавшейся от романтизма первой трети 19 века, который окончательно преодолел Лермонтов (с поздним Пушкиным и Бо(а)ратынским, но Лермонтов практически с юности отказался от "амуров", античной мифопоэтики и пр.), а за ним А.В. Кольцов, предвосхищая сближение с народной тематикой того же Некрасова и затем Есенина. Если Надсону личные болезненные обстоятельства толком не давали развиться таланту - чувствуется в стихах однообразие, то у Фофанова продолжение пушкинской поэзии. После Некрасова поэзию снова стали отрывать от народа, превращая в искусственность, изврат. Точнее господствовать стала форма, уступая место глубине и содержательности мысли. И.А. Бунин - последний так сказать могиканин.

2
1
=
1
Лев Агни 13.02.2018 10:08
Я знаю, что мои взгляды крайне непопулярны, но я считаю, что должен высказать непопулярное мнение...
2
1
=
1
Такие взгляды имеют право на существование. И они, на мой взгляд, всё ещё господствующие. По крайней мере так было во времена моей молодости, да и зрелости тоже, когда даже Блок был "декадент", а Пастернак с его образным строем сплошная непонятность.

Сейчас так полагают всякие там славянофилы, считающие, что "декаданс" и "модернизм" осквернили русскую словесность.
Похоже, и ты в этом уверен.
1
2
=
-1
Лев Агни 13.02.2018 10:48
Не сказал бы что осквернили. В упадничество и оторванность от народной жизни повели. Недаром Есенин быстро понял, что все эти течения претят ему, поэтому он и стал "народным поэтом". Декаданс - это и есть упадок. Подражательство западноевропейской литературе, в первую очередь английской и французской поэзии. К тому времени у французов и англичан было 300-400 лет развития национальной поэзии, у нас от силы 150-200, начиная с Тредиаковского и Ломоносова, особенно, когда вводилась силлабо-тоника (по-моему, первое стихо Ломоносова 1739г. на взятие Хотина). А тезис недореформаторов в том и состоял, что силлабо-тоника исчерпала себя в русской поэзии.

Когда Маяковский пишет " я люблю смотреть как умирают дети" - только для того, чтобы оскандалиться, чтобы его заметили. Для меня это не есть поэзия, для меня это извращение. Чем это лучше Дома 2 и прочих скандальных ток-шоу. Но они ведь популярны.
2
1
=
1
Лев Агни 13.02.2018 10:55
В Интернете на поэтических сайтах вообще встречал такое мнение, что А.С. Пушкин - это никто, слабый поэт, поэты 20 века лучше пишут с технической точки зрения...Ну дык, когда у тебя за спиной 150 лет развития поэзии, то ничего в том удивительного нет. Все это на Пушкине во многом построено и держится (от Ломоносова через Державина, Дмитриева, Хераскова, Сумарокова, Батюшкова к Жуковскому и Пушкину).

Сейчас, конечно, стихи А.С. Пушкина до 1830г. несколько кажутся наивными.
0
1
=
-1
uttkin 13.02.2018 13:42
ну да! "Вот бегает дворовый мальчик..." Теперь даже дворовая собачка по двору не бегает...одни иномарки...
0
1
=
-1
Запомни, АГНИ: поэзия не развивается.
Пушкин не прогрессивнее Катулла. А Блок не архаичнее Ахмадулиной.

Тезисы о том, что это, мол, устарело, а это новьё - глупость.
Устаревает тематика, интонация, поэтический жанр, но не стихосложение: ямбом написано письмо Татьяны Онегину, находящееся в русле традиции, и модернистская "Кпрасная Бавария" из "Столбцов" Заболоцкого.

Есенин весьма современный писатель, имажинистом был и остался им до конца (перечитай "Пугачёваа") и мало общего имел (имеет) с каким-нибудь совершенно "народным" Суриковым ("Вот моя деревня, вот мой дом родной...").

У модернистов было очень много нарочито эпатажного. Потом это ушло и сам Маяковский с юмором отзывался о своей "кофте фата".

Дом-2 это пошлый телебред. Причём тут поэзия?
1
2
=
-1
Kotafey 13.02.2018 19:42
Рэп и иже с ним ... щас развивается... :)
https://www.youtube.com/watch?v=NLjOg8lCgtA

Мы стоим тут целый год...
Ожидаем что кто-то возмет...
https://www.youtube.com/watch?v=NLjOg8lCgtA
1
0
=
1
АЛЕКС 13.02.2018 20:28
Удивил!Раньше таких чувих море было на обьездной Горьковской,работали не отходя от кассы,с лева похожа на одну из них!Не то что твои кирьянки!!!
2
0
=
2
KUBA 13.02.2018 20:32
Так. может ему , уссатенькие нравится, в смысле с усиками в застиранных трусиках.
2
1
=
1
Kotafey 13.02.2018 20:33
Это ты меня удивил, я думал ты по другому направлению...а не по чувихам :)

Вот те тогда танцы "отечественные" адаптированные для тебя. Должно те понравится...

https://www.youtube.com/watch?v=lqyEwajuubQ
2
1
=
1
Kotafey 13.02.2018 20:35
Это было АЛЕКСУ...KUBE не смотреть...итак дурной ,совсем с катушек уедешь...это у АЛЕКСА все уже итак на энном уровне... некуда уже только вперед и вверх.
1
2
=
-1
KUBA 13.02.2018 20:51
Обидно, кот, чем я хуже Алекса
0
1
=
-1
Kotafey 13.02.2018 20:59
Алекс заметно совершенствуется.Уже мы его научили мысли внятно излагать и более менее "граматна" Через несколько лет он даже запятые будет использовать.

А вот ты КУБА только деградируешь...
1
0
=
1
KUBA 13.02.2018 21:05
это оттого ,что я Ваших "перлов изящной словесности" нахватался. Заразные они у Вас, як вша лобковая.




.








1
1
=
0
Великий поэт Алексей Константинович Толстой
С какого дуба А.К. Т. великий?
3
1
=
2
Сова во-зле Олим: Великий поэт Алексей Константинович Толстой
С какого дуба А.К. Т. великий?

Типа: не входил в парадный подъезд Зимнего дворца?!
3
1
=
2
АЛЕКС 13.02.2018 17:02
На мой взгляд,Толстого не любят как писателя,либо из ревности либо потому-что являются чужеземцами.Вообщето он хорошие мысли выкладывал.

Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит их потомство, и, несмотря на это, с каждым годом все больше и больше распространяется употребление спиртных напитков и происходящее от него пьянство.

Заразная болезнь захватывает все больше и больше людей: пьют уже женщины, девушки, дети. И взрослые не только не мешают этому отравлению, но сами, пьяные, поощряют их. И богатым и бедным представляется, что веселым нельзя иначе быть, как пьяным или полупьяным; представляется, что при всяком важном случае жизни — похоронах, свадьбе, крестинах, разлуке, свидании — самое лучшее средство показать свое горе или радость состоит в том, чтобы одурманиться и, лишившись человеческого образа, уподобиться животному.

И что удивительнее всего, — это то, что люди гибнут от пьянства и губят других, сами не зная, зачем они это делают. В самом деле, если каждый спросит себя, для чего люди пьют, он никак не найдет никакого ответа.

Сказать, что вино вкусно — нельзя, потому что каждый знает, что вино и пиво, если они не подслащены, кажутся неприятными для тех, кто их пьет пер- вый раз. К вину приучаются, как и другому яду — табаку, — понемногу, и нравится вино только после того, как человек привыкнет к тому опьянению, которое оно производит.

Сказать, что вино полезно для здоровья — тоже никак нельзя теперь, когда многие доктора, занимаясь этим делом, признали, что ни водка, ни вино, ни пиво не могут быть здоровы, потому что питательности в них нет, а есть только яд, который вреден.

Сказать, что вино прибавляет силы, тоже нельзя, потому что не раз и не два, а сотни раз было замечено, что артель пьющая, во столько же людей, как и артель непьющая, сработает много меньше. И на сотнях и тысячах людей можно заметить, что люди, пьющие одну воду, сильнее и здоровее тех, которые пьют вино.

Говорят тоже, что вино греет, но и это — неправда, и всякий знает, что выпивший человек согревается только накоротко, а после скорей застынет, чем не- непьющий. Сказать, что если выпить на похоронах, на крестинах, на свадьбах, при свиданиях, при разлуках, при покупке, продаже, то лучше обдумаешь то дело, для которого собрались,— тоже никак нельзя, потому что при всех таких случаях нужно не одуреть от вина, а со свежей головой обсудить дело. Чем важнее случай, то трезвее, а не пьянее надо быть.

Нельзя сказать и того, чтобы вредно было бросить вино и тому, кто привык к нему, потому что мы каждый день видим, как пьющие люди попадают в острог и живут там без вина и только здоровеют.

Нельзя сказать и того, чтобы от вина и больше веселья было. Правда, что от вина накоротко люди как будто и согреваются и развеселяются, но и то и другое ненадолго. И как согреется человек от вина и еще пуще озябнет, так и развеселится от вина человек и еще пуще делается скучен. Только стоит зайти и трактир да посидеть, посмотреть на драку, крик, слезы, чтобы попять то, что не веселит вино человека.

И что же? И не вкусно вино, и не питает, и не крепит, и не греет, и не помогает в делах, и все-таки столько людей его пьют, и что дальше, то больше. Зачем же люди пьют и губят себя и других людей? “Все пьют и угощают, нельзя же и мне не пить и не угощать”, — отвечают на это многие, и, живя среди пьяных, эти люди точно воображают, что все кругом пьют и угощают. Но ведь это неправда. Если человек вор, то он и будет водиться с ворами и будет ему казаться, что все воры. Но стоит ему бросить воровство, и станет он водиться с честными людьми и увидит, что не все воры. То же и с пьянством. Не все пьют и угощают. Если бы все пили и угощали, то жизнь сделалась бы адом, но этого не может быть, потому что среди заблудших людей всегда были и теперь есть много разумных; и всегда были и теперь есть много и много миллионов людей непьющих и понимающих, что пить или не пить — дело не шуточное. Если сцепились рука с рукой люди пьющие и наступают на других людей и хотят споить весь мир, то пора и людям разумным понять, что и им надо схватиться рука с рукой и бороться со злом, чтобы и их детей не споили заблудшие люди.
3
0
=
3
Kotafey 13.02.2018 19:43
АЛЕКС это не тот Толстой который пис анд Вар.
2
3
=
-1
KUBA 13.02.2018 20:07
пис ин шуз
1
0
=
1
Kotafey 13.02.2018 20:29
Эт вы такой умный а не переводчики на англицкую мову.
1
0
=
1
KUBA 13.02.2018 20:37
куда мне до Вас
3
0
=
3
АЛЕКС 13.02.2018 20:30
Вот почему он и не нравится всяким иродам!
2
0
=
2
Kotafey 13.02.2018 20:57
АЛЕКС...ты если вдруг стихами заинтересуешся...не замшелость ТОЛСТУЮ читай...а местных девушек поэтесс...близких по интересам (язычество+волки+РУСЬ) и возрасту...ну вот например...
Мария Коловрат Дата рождения: 01.05.1996 (21 год) Местонахождение: Россия, Новокузнецк

ЗВЕРЬ

Горит в недрах тела темный свет
И тихо колышется тьма.
В нашей вселенной - не счесть планет,
А мне и мой дом - тюрьма.

Тень наступает - отброшен сон
В окно постучался зверь.
Они заслонили собой небосклон
И тихо скребутся в дверь.

К горлу опять подступает крик
Жертвы на алтаре.
Вот бы не видеть чудовищный лик,
Тех, кто живет во тьме.

Зверь посмотрел из пустых зеркал
Взглядом, полным огня.
И тут я понял, что зверь создал
И вселенную, и меня...

Страница автора:
https://poembook.ru/id89578
Картинка к стиху.
5
0
=
5
888 13.02.2018 22:50
Хорошо, черт
1
0
=
1
так - то 14.02.2018 07:45
В стихах А. Толстого сквозит образ "прекрасной Незнакомки", которая и Блока вдохновляла, и, отчасти, у Чехова проскальзывает...может это им Муза являлась?
0
0
=
0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь