Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь

Подведены итоги 13-го сезона олимпиады "13 элемент. Alхимия будущего"

Новокузнечанин оставил на "Водном" часть бампера

В Харькове ударом ВС РФ уничтожена телевышка

Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь  
  • Экономика
  • Культура
  • Экология
  • Происшествия
  • Криминал
  • Общество
  • Политика
  • Выборы
  • Спорт
  • Разное
  • Городское хозяйство
  • Новации
  • Здоровье
  • Протесты
  • Погода, климат
  • Вооружённые конфликты
  • Подписка на рассылку:
    Архив:
    Пн Вт СрЧт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30
    Счетчики:
    Яндекс.Метрика
    КузПресс
     Главная   Новости   Официально   Рейтинг   Фото
    30.11.2020 | Автобусы лишними не будут просмотров: 3410 | комментариев: 11
    Новокузнечане хотят использовать "лишние" автобусы на пригороде
    Гость портала КузПресс Игорь предлагает грамотно использовать появившуюся возможность и использовать "лишние" автобусы на пригороде.
    Слово автору:

    "В продолжение рассуждений о транспорте.
    Частные перевозчики и ПАТПы остались не у дел. Люди сидят без работы. В то же время, люди в Новокузнцеком районе не могут жить без автомобиля, так как работа общественного транспорта в основном не обеспечивает даже минимальной потребности людей.

    В этой статье попытаюсь подробно разобрать расписание пригородных маршрутов и описать ситуацию в пригородном районе.

    Итак, начнем.

    №101 «Дом творчества – Чистогорск». 
    Ежедневно.

    Дом творчества7:45, 9:00, 10:30, 11:25, 12:35, 13:30,14:35, 15:50, 16:25, 17:55, 19:00, 21:05.
    Чистогорск6:15, 7:45, 8:40, 9:55, 11:25, 12:20, 13:30, 14:25, 15:30, 16:45, 17:35, 18:50, 19:55, 22:00.
    Поселок Чистогорск - население 4607 человек(2010).

    Автобус №101 помимо конечного пункта маршрута захватывает поселки Сидорово и Терехино(поворот на Чистую гриву), поселок при станции Бардино, поселок Полосухино. Перевозит работников ЗСМК северной стороны в Заводской район и пригородные поселки.
    Автобус №101 выполняет 12 рейсов в день и является одним из самых "частоходящих" пригородных маршрутов. По нему часто работают автобусы - гармошки(особо большой вместимости). Выпуск автобусов 2 автобуса в 1 смену и 1 во 2 смену. Нулевым рейсом автобусы из ПАТП-4 ранее ходили маршрутом №7К Молодость Запсиба - Дом творчества.
    Учитывая, что это маршрут №110 Автовокзал - Чистогорск выполняет всего 1,5 круга в день(2 рейса из Чистогорска и 1 с автовокзала) это почти единственный маршрут для крупного населенного пункта. Для поездки в центр города необходима пересадка на городские автобусы. Первые рейсы в сторону города идут "битком под завязку", как и вечерние из Заводского района. Интервал движения даже в часы "пик" - 55-75 минут.
    №102 «Новокузнецк – Терехино».
    Ежедневно.

    Березка5:50
    Автовокзал8:35, 12:25, 16:30.
    Терехино6:30, 10:15, 14:05, 18:10–до ост. АТС.

    Маршрут №102 проходит через поселки Терехино(494 чел), Сидорово(1071 чел), станция Бардино, Полосухино. Опять же, последний рейс из города - в 16:30. То есть работающие до 17, 18, 19, 20 часов в городе - в пролете. Добирайтесь своим ходом. Последний полный рейс с Терехино - в 14:05, то есть после двух часов из поселка уже нормально не уехать.

    №103 «Автовокзал – Шорохово».
    Ежедневно.

    АТС6:15.
    Автовокзал8:15, 17:15.
    Шорохово - АТС6:45, 9:15, 18:15
    Поселок Шорохово и Ильинка. Из Шорохово автобус никогда не идет до Автовокзала!

    А следует до остановки АТС, последняя перед конечной Молодость Запсиба и ПАТП-4 в Новоильинке. То есть привозит жителей района в Новоильинку, куда им совершенно не надо(все учереждения района и рабочие места находятся в основном  в Центральном районе). То есть необходимо перегружаться в итак перегружденные ильинские городские автобусы. Рейс с Автовокзала в 17:15 - даже работающие до 17 часов не непосредственно в районе вокзала на него не успеют, не говоря о работающих до более позднего времени. Между 8 и 17 часами ни одного рейса в поселок нет. Студенты, школьники и просто едущие в город вынужденны проводить там целый день.
    №104 «Автовокзал – Красулино – Анисимово – п. Веселый» (Ежедневно) 

    АТС6:50 – (до ост. п. Веселый, Анисимово)
    Автовокзал12:00(до п.Анисимово, п. Весёлый), 15:35(до п.Анисимово), 18:35(до п.Анисимово, п. Весёлый).
    Красулино7:40 (до п. Весёлый, п.Анисимово),  8:15,  13:15(до п.Анисимово, п. Весёлый), 14:00,  16:55(до п. Анисимово), 17:30 – до АТС, 19:50 (до п.Анисимово, п. Весёлый), 20:30 -до АТС
    Анисимово8:05, 13:20, 17:05, 19:55 - до АТС
    п. Веселый7:55, 13:30, 20:05 – до ост. АТС
    Маршрут №104 соединяет поселки Веселый, Анисимово, Красулино, Недорезово, Степной, Ильинка с Новокузнецком.

    Самый крупный населенный пункт - Красулино, население 1216 чел. Маршрут проходящий через 6 поселков имеет всего два полных рейса до автовокзала на 08.15 и 14.00 с Красулино. И три в обратном направлении - на 12:00, 15:35, 18:35 с автовокзала. Опять же, с таким расписание не приехать в город к началу работы или учебного дня, так как первый рейс приходит в город к 10 часам.
    №104ск «Вокзал – Красулино – п. Веселый» (Ежедневно)

    АТС5:40 – до ост. п. Веселый
    Вокзал11:30 – до ост. Красулинская администрация.
    п. Веселый6:40.
    Анисимово6:50.
    Красулино6:25 - до п.Веселый, 7:05,13:00.

    Данный маршрут повторяет №104, но идет более коротким маршрутом без заезда в Заводской район и села Ильинка, Степной. Всего 1/2 рейса в день. Первый рейс приходит в Новокузнецк к половине девятого.
    №105 «Автовокзал – Осиновое плесо» (Ежедневно)

    Автовокзал7:15; 16:05
    Осиновое плесо9:45; 18:20
    Данный маршрут один из самых протяженных.

    Несмотря на то, что он единственный общественный транспорт в поселках Осиновое плесо, Усть-аскарлы, Увал и на пару с №105К в поселках Чистая грива, Славино - он выполняет всего 2 рейса в день. Причем к поселку Осиновое плесо привязаны окрестные поселки Загадное, Мутный, где нет никакого общественного транспорта. Данное направление популярно у дачников, рыболовов, охотников. В город из поселков можно приехать только к 12 часам, а уезжать надо уже в 16 часов. Естественно, ни о какой работе или учебе в городе речи не идет. Даже на свои дачи люди вынужденны уезжать в суботту утром и возвращаться в воскресенье вечером. Так как в пятницу вечером и в понедельник утром уехать возможности нет.
    №105К «Вокзал – Чистая Грива» (Ежедневно).

    Вокзал17:45.
    Чистая Грива7:35, 19:35 до ост «Дом Творчества»
    Дом Творчества6:10

    Маршрут №105К проходит через населенные пункты Чистая грива, Славино, Терехино, Сидорово, Бардино, Полосухино. Выполняет всего 1 полный рейс. Приезжает в город к 9 часам, опять же кому надо к 8 и 9 - в пролете. Уехать утром в поселки крайне проблематично, так как надо быть в Заводском районе в 6 часов утра. Как и вечером уехать с поселков в город, так как после 21 часа с Заводского района в город транспорт идет плохо. Экономия на отмене перевозок по маршруту Автовокзал - Дом творчества обходится пустыми короткими рейсами, в то время как автобус на этот маршрут следует из 3-ей автоколонный ПАТП-4 в Байдаевке. Автобус идет нулевым рейсом через Новобайдаевку, Кузнецкий и Центральный районы и начинает посадку только с Заводского. Экономия!
    №106 «Автовокзал – Казанково» (Ежедневно)

    Автовокзал6:20, 12:15, 16:45.
    Казанково8:15, 14:10, 18:40 – до ост. АТС.

    Соединяет поселки Новоказанково, Иганино, станция Ерунаково, Недорезово, Степной, Ильинка с городом.

    Первый рейс из поселков приходит в город к 10 часам, последний с города уходит в 16:45. Последний рейс с поселка до центра города - в 14:10.
    №107 «Вокзал – Металлург» (Ежедневно)

    АТС7:00.
    Вокзал9:30, 13:30, 18:20.
    Металлург - Вокзал7:43, 11:08, 15:08, 19:58– до ост. АТС.
    Северный - Вокзал7:30, 10:55, 14:55, 19:45 – до ост. АТС.

    №107с «Вокзал – Металлург» (Ежедневно)

    АТС6:00
    Вокзал15:00, 17:15.
    Металлург - Вокзал6:43, 16:13, 18:28 – до ост. АТС
    Северный - Вокзал6:30, 16:00, 18:15 – до ост. АТС

    Данные маршруты обслуживают поселок Металлург. Население 3317 чел на 2010 год. №107с - единственный из рассматриваемых маршрутов, который приходит на вокзал раньше 8 часов. Но последний рейс с вокзала - 18:20 по №107.
    №108 «Вокзал – Степной» (Ежедневно)

    АТС6:25.
    Вокзал8:10, 12:45, 16:20.
    Степной7:00, 9:20, 14:10, 17:30 – до ост. АТС.

    Поселки Степной и Ильинка. Приходит на вокзал позже 8 часов. Последний рейс с вокзала в 16:20.
    №109 «Ул. Ярославская – Кругленькое»
    Рабочие дни.

    ул. Ярославская6:55, 7:45, 8:35, 9:25, 10:45, 11:35, 12:40, 15:20, 16:10, 17:00, 17:50, 19:10.
    Кругленькое7:20, 8:10, 9:00, 9:50, 11:10, 12:00, 13:05, 15:45, 16:35, 17:25, 18:15, 19:35.

    Выходные дни.

    ул. Ярославская7:20, 8:10, 9:00, 11:20, 12:10, 13:00, 16:00, 16:50
    Кругленькое7:45, 8:35, 9:25, 11:45, 12:35, 13:25, 16:25, 17:15

    Несмотря на близость к городу, из Кругленького можно приехать в Заводской район только к 8 часам, а в центр с пересадкой и того позднее. Последний рейс из Заводского района - в 19:10/16:50, причем по выходным дням на два с половиной часа раньше. Из центра нужно выехать не позднее 16 часов, чтобы успеть на него.
    №110 «Вокзал – Чистогорск» (Ежедневно)

    Вокзал13:45
    Чистогорск6:50, 15:20
    Шлаковый отвал- Чистогорск6:30

    Это направление мы уже рассматривали в №101. Первый рейс приходит на вокзал позднее 8 часов, а последний с вокзала в 13:45. Как говорится, без комментариев.
    №188 (Молодость Запсиба – Успенка) (Вторник, суббота, воскресенье)
    Вторник

    Молодость Запсиба6:40, 17:10.
    Успенка8:00, 18:30.

    Суббота, воскресенье

    Молодость Запсиба8:15, 17:10.
    Успенка9:35, 18:30.

    Самый редкий маршрут ПАТП-4, работающий всего три дня в неделю. Отправляется с Новоильинского района, приходит в Новоильинку к половине десятого либо к 11 в выходные.


    Теперь рассмотрим пригородные маршруты ПАТП-1.
    №153 «Новокузнецк – Пушкино». (Ежедневно)

    Новокузнецк7:00, 13:50, 17:40.
    Пушкино7:30, 14:20, 18:10.

    Опять же, первый рейс приходит на вокзал к 8 часам, а последний в 17:40.
    №154 «Новокузнецк – Тайлеп». (Ежедневно)

    Новокузнецк7:00, 16:35.
    Тайлеп8:00, 17:45.

    Данный маршрут соединяет поселки Тайлеп, Николаевка, Ключи, Таргай, Новый, Гавриловка, Сосновка с Новокузнецком. Выполняет всего два рейса в день. Прибытие в город к 9 часам утром, последнее отправление с Новокузнецка в 16:35.
    №155 «Новокузнецк – Сосновка – Елань» (Рабочие дни)

    Новокузнецк6:50, 11:45.
    Елань7:40, 12:55.

    Данный маршрут соединяет поселок Елань и Сосновка с городом. Несмотря на прохождение через поселки Муратово, Абагуровский разьезд и садовые общества Смирновки он не имеет там ни одной остановки!

    Расписание маршрута довольно странное. Первый рейс из поселка приходит в город к половине девятого, последний из города раньше 12 часов... Несмотря на прохождение мимо множества населенных пунктов и садов, где очень плохо с транспортом, автобус не имеет там остановок.
    №156 «Новокузнецк – Таргай» 
    Ежедневно.

    Новокузнецк6:10, 8:15, 11:00, 12:50, 16:00, 18:00.
    Таргай7:00, 9:10, 11:55, 13:45, 16:55, 18:55.

    Прибытие первого рейса из поселка - к 8 часам, последний в 18 часов.
    №158 «Новокузнецк – Сосновка – Абагуровский разъезд» 
    Ежедневно.

    Новокузнецк7:00, 8:20, 9:55, 15:40, 17:00, 19:00.
    Абагуровский разъезд7:40, 9:00, 10:35, 16:20, 17:40, 19:40.

    Прибытие первого рейса из поселка - к половине девятого, последний из города в 19 часов. Днем перерыв в движении с 9 до 15 часов.
    №159 «Новокузнецк – Рассвет». (Ежедневно)

    Новокузнецк5:55, 7:45, 9:25, 11:55, 14:00, 16:20, 18:15, 20:25.
    Рассвет6:40, 8:35, 10:15, 12:45, 14:50, 17:10, 19:05, 21:15.

    Один из немногих маршрутов, работающих в две смены.
    №160 «Пр. Октябрьский – Аэропорт» (Ежедневно)

    Пр. Октябрьский5:20, 5:50, 6:20, 7:30, 8:00, 8:30, 9:55, 10:25, 11:41, 12:35, 13:10, 13:51, 14:55, 15:38, 16:21, 17:05, 17:48, 18:31, 19:30, 20:43, 21:29.
    Аэропорт6:25, 6:55, 7:25, 8:50, 9:20, 9:50, 11:00, 11:30, 12:46, 13:40, 14:15, 14:56, 16:00, 16:43, 17:26, 18:25, 19:08, 19:51, 20:35, 21:48,  22:34.

    Единственный пригородный маршрут с более-менее адекватным расписанием. Каким оно и должно быть. В две смены работают 3 автобуса.
    №162 «Новокузнецк – Костенково». 
    Ежедневно.

    Новокузнецк5:20, 7:45, 10:00, 13:00, 15:30, 17:50.
    Костенково6:30, 9:15, 11:15, 14:15, 16:45, 19:05.

    Единственный маршрут для Костенково, Березово, Матюшино. Население Костенково - 1668 человек. Прибытие первого автобуса к 8 часам, последний рейс в 17 часов. Но интервал движения днем до 3 часов, с 10 до 13 часов ни одного рейса.
    №164 «Новокузнецк – Высокий»
    Рабочие дни

    Новокузнецк6:00, 6:40, 7:50, 9:50, 12:25, 14:40, 16:25, 17:30, 18:35, 21:15.
    Высокий6:30, 7:05, 7:45, 8:55, 10:55, 13:30, 15:45, 17:30, 18:35, 19:40, 22:20.

    Выходные дни

    Новокузнецк6:00,  7:50, 9:50, 12:25, 16:25,  18:35, 21:15.
    Высокий6:30, 7:05,  8:55, 10:55, 13:30, 17:30,  19:40, 22:20.

    Один из немногих маршрутов, работающих в две смены, правда одним графиком. Второй - переключается на маршрут №162.Третий график работает только в будние дни - пиковый.
    №165 «Новокузнецк – Подгорное».

    Новокузнецк6:10, 9:00, 14:50, 18:40.
    Подгорное7:05, 9:55, 15:45, 19:35.

    Поселки Подгорное и Калачево. Четыре рейса в день. Днем перерыв в движении пять часов.
    №166 «Новокузнецк – Михайловка». (Ежедневно)

    Новокузнецк6:30, 8:50, 18:30.
    Михайловка7:25, 9:45, 19:25.

    Поселки Михайловка, Красинск, Калиновка, Учул, Сосновка. Три рейса в день. Первый приходит в город к половине девятого. Днем переыв в движении 10 часов.
    №168 «Новокузнецк – Елань». (Ежедневно)

    Новокузнецк5:55, 8:20, 15:00, 18:00, 20:20.
    Елань6:50, 9:30, 16:10, 19:10, 21:30.

    Поселок Елань и отчасти Атаманово, Тальжино. Первый рейс прибывает в город к восьми. Перерыв в движении 7 часов днем.
    №169 «Новокузнецк – Ивановка» 
    Рабочие дни.

    Новокузнецк5:30, 5:50, 7:55, 11:50, 16:10, 17:20, 20:45.
    Ивановка6:25, 7:00, 9:05, 13:00, 17:15, 18:30, 21:55.

    Выходные дни.

    Новокузнецк5:30,  7:55, 11:50, 16:10, 17:20, 20:45.
    Ивановка6:25,  9:05, 13:00, 17:15, 18:30, 21:55.

    Поселки Ивановка, Тальжино и Атаманово. Работает один автобус, в рабочие дни один рейс утром делает второй автобус. Перерыв в движении днем 4 часа.
    №170 «Новокузнецк – Калачево». (Ежедневно)

    Новокузнецк5:40, 7:30, 9:30, 13:10, 17:30.
    Калачево6:30, 8:20, 10:20, 14:00, 18:20.

    Маршрут для поселка Калачево. Население 1843 чел(2010). Дублируется маршрутом №160, хотя заходит непосредственно в сам поселок, что удобней чем выходить к остановкам №160 на трассе.
    №171 «Новокузнецк – Кузедеево».  (Ежедневно)

    Новокузнецк5:30, 7:00, 12:00, 14:00, 17:15.
    Кузедеево7:00, 8:30, 13:45, 15:30, 18:45.
    Самый длинный маршрут - в поселок Кузедеево.

    Население - 3609 чел(2010). По трассе маршрута поселки Николаевка, Гавриловка, Ключи, Таргай, Сосновка. Первый автобус приходит в Новокузнецк к половине девятого. Последний обратно - в 17:15. Перерыв в движении днем 5 часов.

    Существуют так же маршруты с междугородней нумерацией - №552, 553, 554 в поселки Бенжереп, Лыс и Сары-Чумыш, а так же маршруты №161, 175, 176 в поселки Апанас, Федоровка, Гавриловка, которые относятся к МКП Автохозяйство Новокузнецкого муниципального района. Данные маршруты выполняют всего два рейса отправлением из Новокузнецка в районе 6 часов утра и вечером в 16-17 часов. Особенность данных маршрутов, что приехать в город можно к 10-11 часам и в 16 часов уже уходит последний вечерний рейс.

    К чему такой подробный разбор расписания всех маршрутов?

    Думаю, вы уже поняли, что расписание всех без исключения маршрутов составленно очень странно.

    По логике вещей, утром в 5-6 часов желающих уехать в какую-нибудь деревню очень мало. Люди живущие в пригороде, должны утром приехать на работу или учебу к 8 часам, в это время быть уже на работе. Значит на автовокзале быть в районе 7 часов утра, ведь люди не работают на вокзале или в пяти минутах ходьбы от него. Вечером студенты уезжают домой в районе 12-15 часов, работающие в районе 17-21 часа.

    Те, кто едет в город по каким-то вопросам или по магазинам, в больницу и т.д. - едут в город к 10-11 часам и уезжают в 14-16 часов. Цифры условные, для понимания вопроса. В выходные дни поток работающих меньше, но люди едут в город по магазинам, к друзьям и родственникам, то есть приезжают в город часам к 10 и уезжают вечером в 16-19 часов.

    Расписание этому абсолютно не соответствует.

    Пассажиры существуют для автобусов, а не автобусы для пассажиров.
    Не нужно обладать особенными знаниями, чтобы понимать как работает автобус. Рабочая смена водителя ограничена 12 часами при 15 сменах в месяц. Или 8 при пятидневном графике работы. Все маршруты, кроме №101, 159, 160, 164, работают в одну смену!

    Всего во вторую смену выходит 1 автобус по №101, 1 автобус по №159, 1 автобус по №164 и 3 автобуса по №160. Всего шесть автобусов на весь Новокузнецкий район.

    Основная часть маршрутов работает по разрывному графику - круг утром, круг вечером. Днем автобус стоит в гараже.

    Поэтму автобусы приходят в город поздно, к 9-10 часам и уходят на последний рейс  в 16-17 часов. Причем не на все маршруты выделяется даже одна смена автобуса. Например на маршрут №153 снимается автобус с №165, с №164 автобус переходит на №162, с №171 на №169. Часть рейсов выполняют дежурные автобусы типа ПАЗ - например первый по №153, весь маршрут №155 и последние по №168 и №169.

    На мой взгляд, из-за такой экономии на работе транспорта, уровень жизни в поселках Новокузнецкого района очень сильно падает.

    Люди не могут работать в городе, не имея машины. Всем известна какая ситуация с работой в поселках, селах и деревнях. Не могут спокойно сьездить к своим родственникам в город, а тем более другую деревню. Проехать из одной деревни в другую не по трассе маршрута - это в два раза сложнее, чем приехать в город.

    Единственное место соединения маршрутов Новокузнецкого района с Прокопьевским - это №160, и то из-за расположения аэропорта в Прокопьевском районе. Рядом расположенные поселки Веселый и Терентьевская, между которыми всего 5 км, но проезд на автобусах  - через Новокузнецк и Прокопьевск. Аналогичная ситуация с Большой и Малой Талдой. Рядом расположенные с Осинниками и Калтаном поселки вынуждены ездить в Новокузнецк. С поселков Ключи и Николаевка нет маршрута в близжайший город Калтан, хотя до Малышева лога всего около 5 км.

    Может быть, такое расписание автобусов - это нормально?

    Нет, и этому есть живые примеры даже в нашем городе. Частные маршруты №103 и №350. По сути - междугородние. Но интервалы движения по №103 - 7-10 минут. Автобусы большие, типа НЕФАЗ. Повезло жителеям Сосновки, Куртукова и Ашмарина, ведь у них есть хороший и удобный маршрут в город, работающий с 6 до 22 часов.

    Необходимо наладить полноценную работу и других маршрутов. Выделить основные, провести "реформу" и пригородных маршрутов.
    №101, 102 и №110 соеденить в один маршрут Автовокзал - Чистогорск - Терехино, с нормальным интервалом движения в 20-30 минут. Данным маршрутом будут пользоваться и горожане на участке вокзал - Заводской район - ЗСМК.
    №105 и 105К соеденить в один маршрут, прибытие в Новокузнцек первого рейса к 7-7.30. Отправление последнего с Новокузнецка в 20.30-21. Интервал движения не более часа-полутора часов.
    №155 и №168 обьеденить в кольцевой маршрут с заездом в пос.Елань. Добавить остановки сады Смирновка, сады Родники, Абагуровский разьезд, Муратово.
    №165, №170 обьеденить с  №160. Часть графиков №160 вместо аэропорта будут следовать в поселок Подгорное. Часть графиков №160 направить с заездом в поселок Калачево(от поста ГАИ до переезда по поселку). Это позволит собрать 5 автобусов на одном маршруте и сделать ровные интервалы движения по городу. Данный маршрут очень удобен и горожанам, связывая центр с дальним Куйбышево.
    №171 как магистральный маршрут по Бийской трассе перевести в двухсменный график, первый автобус в город должен приходить к 7.30, последний из города отправляться после 20 часов. Интервал движения 1-1,5 часа.

    Конечно, всей специфики я не знаю, поэтому интересны ваши предложения.

    Даже простым переводом маршрутов на двухсменный график работы можно значительно улучшить жизнь сельчан. Это дополнительные рабочие места в ПАТП, возможность работы для частных перевозчиков. На малонаселенных маршрутах по сельской местности ПАЗы отлично подойдут. 

    Автор: Игорь

     

    Комментарии читателей:


    Обсуждение материала зарегистрированными гостями портала возможно на актуальной версии сайта КузПресс.    Перейти    Зарегистрироваться    В Клуб КП

    Реклама: